Мастер-класс «Рисование нитью. Ниткография необычная техника рисования картины (фото) Какими нитками работают в технике ниткография

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №16»

Семинар-практикум:

«Нетрадиционное рисование: Ниткография»

Воспитатель:

Шевацук Н.Ю.

"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок".

В.А.Сухомлинский.

Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать актуальность нетрадиционной техники рисования в детском саду. Познакомить педагогов с многообразием нетрадиционных техник рисования.

Задачи: -Показать алгоритм выполнения работы по «рисованию» нитками. -Вызвать интерес к нетрадиционному художественному творчеству, способствовать развитию воображения воспитателей.

Актуальность

Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно, открывая перед ним новые возможности. Однако рисование карандашами, кистью и красками требует от ребенка высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков рисования предметов и знания приемов рисования, а также приемов работы с различными красками. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку получаемый в результате его усилий рисунок получается непривлекательным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и таким образом преодолевая страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы с кистью и красками, будет беспрепятственно переходить к обучению технике рисования. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка.

Сообщение «Формы нетрадиционного рисования»

Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования.

Нетрадиционное рисование лежит в основе многих арт-терапевтических техник. Как средство коррекции психических процессов, нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, дают свободу, вселяют уверенность в себе, своих силах. Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей, не смотря на то, что чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, его внимание часто рассеянно и неустойчиво. В процессе нестандартной художественной деятельности зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений.

Занятия данным видом рисования способствуют развитию зрительно-моторной координации, фантазии, логики, мышления, что очень важно для подготовки дошкольника к обучению в школе. Нетрадиционное рисование – это способ самовыражения, общения с самим собой, отличное средство не только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глазами, открытия в себе новых возможностей!

Каждый ребенок – это личность. Они имеют свое мнение, свои способности, предпочтения и интересы. Но, все они без исключения любознательны, обожают играть и рисовать, даже если это и не совсем правильно получается. Именно для того, чтобы научить ребенка рисовать, привлечь его к миру прекрасного и просто, в процессе работы, донести до него новые знания, информацию, воспитать в нем те или иные качества, в детских садах используют нетрадиционное рисование. Наиболее часто применяемые техники – это:

  1. рисование руками (ладошками или пальчиками);
  2. рисунки штрихом;
  3. кляксография;
  4. рисунки по сырой бумаге;
  5. пластилинография;
  6. использование восковых мелков или свечи и акварели;
  7. набрызг;
  8. рисование с использованием природных материалов (веточки, листики и даже крупа);
  9. ниткография;
  10. коллаж и многие другие не менее интересные способы.

Такое разнообразие в выборе способов и материалов для творчества развивает детскую фантазию, знакомит с свойствами материалов и с тем, как их можно применить на практике, позволяет перенести свое восприятие окружающего мира в рисунках. Сам творческий процесс является интересной игрой, которая дарит детям множество положительных эмоций. Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя техники рисования. Каждый из этих методов - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, да свободу для самовыражения, так же работа способствует развитию координации движений.

Мастер-класс по технике «ниткография».

Цель мастер-класса: знакомство с нетрадиционной техникой рисования – ниткографией

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию материал, который поможет вам впомнить мощный и, где-то, неоправданно забытом инструменте в изобразительных средствах художника – «ниткография». Слово «ниткография» состоит из двух слов: нитка и графика (от «grafo» - «пишу») - вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи... То есть, получается, «пишу ниткой» или проще - «рисую нитью».
На этом необычном и очень интересном приёме мы хотим остановиться и рассказать о нём более подробно. Сейчас мы все вместе попробуем нарисовать с помощью нитей.

Ниткография

Хочу предложить вам шедевры создавать -
Обыкновенной ниткой рисовать.
Вот образ волка, кошки или льва,
А может здесь носатая сова?
Мышата зашуршали из-под нитки:
- А где наши нарядные накидки!
Чудная птица встала на крыло -
Всё завертелось, кубарем пошло…
И мысли вдруг зашевелились,
Чудесной песней на листы полились,
Волшебную нам сказку написали,
Иголочку и нитку прославляли.
А те и рады на бумаге танцевать,
Фантазию лихую нам бы обуять

Главная задача художника – ниткографиста: найти в петлях и крючках, оставленных нитью на листе, образы, которые можно распознать и использовать в рисунках.
Главная цель таких занятий: создание условий для экспериментальной деятельности ребёнка в области освоения образности и символики цвета.
Задачи:
- учить детей обращаться к своему опыту, анализировать свои чувства, творить новые смыслы и формы;
- развивать творческий потенциал детей: фантазию и образное мышление;
- привить художественные навыки и эстетический вкус.
Форма организации деятельности: индивидуально-практическая.


Ниткография, доступно детям с 3-х летнего возраста. Чем старше ребенок – тем больше самостоятельности в рисовании, фантазировании, дорисовывании.

Для занятий потребуется: гуашь, кисточка и мисочка, бумага, нитки (лучше № 10), пряжа или веревочка (в зависимости от выбранного способа рисования), карандаши или фломастеры для дорисовки.

Ниткография, применяемая в детском саду поэтапно:

Первый способ. «Ниткопись», доступный для маленьких детей метод ниткографии.
Возьмите шерстяную или акриловую нить, немного распушите ее. Изображения, получаемые от нитей с большим ворсом, гораздо интереснее для детей. Длина нити – 40-45 см.

  1. Приготовьте обычный лист бумаги формата А4.
  2. Опустите нить в краску любого цвета.
  3. Положите нить на листок бумаги.
  4. Накройте лист с нитью другим бумажным листом. Можно использовать не два, а один лист. В этом случае его нужно сложить пополам и ниточку располагать между двумя половинами листа.
  5. Поводите нитью в любом направлении.
  6. Раскройте половинки листа (если используете один листок) или уберите второй лист (если работаете с двумя листами).
  7. Уберите нить с краской.
  8. Дорисуйте причудливое изображение, полученное от ворса нити, проявив фантазию.

Второй способ.

  1. Возьмите основу для будущей картины. Как правило, в детском саду используется обычная или плотная бумага;
  2. Нанесите рисунок, который необходимо воспроизвести при помощи ниток, на бумагу (обычно это делает воспитатель, но простые узоры могут нарисовать и сами дети). Можно рисунок сделать простым карандашом, а можно воспользоваться прочными красками. Готовые схемы, найденные в интернете, тоже можно использовать в качестве шаблона для будущей картины. Если вы хотите, чтобы дети сотворили что-то сложное, возьмите фото рисунка и приклейте его к основе. Прямо поверх этого фото дети будут приклеивать нити;
  3. Нанесите клей при помощи кисточки по контуру изображения (с этим легко справятся сами дети);
  4. Приклейте нити по четко отмеченным границам. Нити нужно начинать приклеивать на не высохший клей, плотно прижимая их к основе;
  5. После выполнения контура рисунка, заполните его внутреннюю часть. Нитки можно приклеивать как по спирали, так и в хаотичном порядке. Главное условие – заполнение пространства внутри фигуры без пропусков, без «белых пятен»;
  6. Если в рисунке есть мелкие детали, то работу по созданию картины начинайте именно с них;
  7. После полного высыхания клея на всей поверхности картины, прогладьте ваш шедевр утюгом, используя марлю или тонкую ткань. Это позволит скрыть возможные неровности, образованные при выкладывании рисунка;
  8. Поместите ваше рукодельное творение в рамку. Рамку можно купить в магазине или сделать самим. Очень красиво смотрится оформленная картина с использованием паспарту.

Такая ниткография, сделанная детскими ручками, уникальна, несет в себе неповторимую положительную энергетику.

Третий способ

1.Нанесите рисунок, который необходимо воспроизвести при помощи ниток, на бумагу Можно рисунок сделать простым карандашом или взять готовые.

2.Мелко нарежьте толстую пряжу, (дети старшего возраста могут это самостоятельно, а для младших нужно подготовить)

3.Наносим клей частями на рисунок и прикладываем подготовленную нитку.

Четвертый способ

Изонить (рисование нитью).
Изонить – создание картин из нитей без использования клея. Нити по предварительно сделанной схеме выкладываются при помощи их переплетения и закрепляются декоративными гвоздиками или протягиваются в дырочки. Выполнение простых узоров в технике изонити доступно для старших дошкольников.

Применение в рисовании этой нетрадиционной техники в детском саду, позволит сделать занятия детей увлекательными и интересными.

Ниткография в работе с детьми вознаградит Ваш труд сполна! Дети научатся создавать маленькие шедевры изобразительного искусства, станут более усидчивыми, спокойными, будут стремиться к познанию нового.



Список используемых источников

1. Афанасьева С. Написать душу красотой // Дошкольное воспитание. – 1996 - №8.

2. Ашикова С. Я. Я не умею рисовать // Обруч - 1997 - №5.

3. Боровик О. В. Развитие воображения. – М., 2000.

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб, 1997

5. Галанов А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству.- М., 2000.

6. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1997.

7. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.- М., 2000.

8.Громов Е. С. Природа художественного творчества. – М., 1986.

9. Гусакова М. Материалы и оборудование для занятий изодеятельностью. // Дошкольное воспитание - 1995 - №2.

10. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству.- СПб, 2002

11. Егорова Н. Приглашение к творчеству // Дошкольное воспитание – 1999 - № 1.

12. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами //Дошкольное воспитание - 2004 - №2.

13. Колобова Л. Путешествие по стране Рисовандии // Дошкольное воспитание - 1994 - №4.

14. Комарова Т. С. Зарубежные педагоги о детском изобразительном творчестве \\ Дошкольное воспитание – 1991 - №12

15. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М., 1990.

16. Комарова Т. С. Обучение детей техническим навыкам и умениям // 37 Дошкольное воспитание – 1991 - № 2.

17. Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. - М., 1987

18. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника.- М., 1996.

19. Кудрявцев В. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание - 1995 - №9-10.

20. Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития. – М., 2004.

21. Мелик-Пашаев А. А. , Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству.- М., 1995.

22. Поддъяков Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников // Вопросы психологии – 1990 - №1.

23.Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование / Под ред. Казаковой Р. Г. – М., 2004.

24. Розова С. Чудесный мир красок // Ребенок в детском саду -2002 - №3-7.

25. Романова Р. Чем мы только не рисуем! // Дошкольное образование – 2000 - №3-4.

26. Синельников В. Исследования воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание - 1993 - №10.

27. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Ветлугиной Н. А. – М., 1972.

28. Шклярова М. Рисуйте в нетрадиционной технике // Дошкольное воспитание – 1995 - № 11

29. Юркова Н. Нет ошибок в рисовании // Обруч.


Светлана Кулагина

Нитеграфия, рисование нитью - простой и доступный способ изображения.

Но его непредсказуемость увлекает и завораживает. Хочется многократно и витиевато выкладывать окрашенную нить , чтобы получить фантастическое изображение. Будто невидимая камера запечатлевает невероятное движение линий и пятен, создавших флёр призрачного силуэта.

Хочу познакомить вас, друзья, с этой техникой рисования , как выполняю её я.

Первым делом приготовьте всёнеобходимое :

Два листа бумаги;

- Нить (не тонкая) ;

Краски, кисти;

- Ёмкость для воды;

Тяжёлая книга.

Способ рисования : Окрасить нить и разложить её извилисто на листе бумаги так, чтобы концы свисали.


Закрыть вторым листом. Сверху положить что-то жёсткое, например книгу. Слегка прижав, резко выдернуть нити за концы. Аккуратно снять верхний лист, стараясь его не двигать, чтобы не смазать изображение. Получилось два одинаковых рисунка.

Можно рисунок вставить в рамку и повесить на стену, как панно, украсив свой дом. А можно пофантазировать и дорисовать какие-то элементы , получив картину. Ещёвариант : дополнить изображение оттиском нити другого цвета, но когда предыдущее высохнет.

Вот что получилось у меня. Не судите слишком строго, ведь я далеко не художник, но творить люблю.

Публикации по теме:

К юбилею Великой Победы я решила выполнить композицию, которую потом можно сделать вместе с детьми. А еще освоить новую технику - рисование.

В этой работе я выступаю не как воспитатель, а как мама. Задание: сделать пасхальную открытку для детей-инвалидов к Пасхе (акция благотворительного.

Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования "Рисование мыльными пузырями". Я воспитатель деского сада №2 г. Белореченска и мне очень.

В нашем саду проходил мастер класс и я представила МАСТЕР – КЛАСС «Рисование на камнях» Рисование на камнях является удивительным и интересным.

Одним из важных этапов развития и воспитания личности является дошкольный возраст. Это период, когда ребенок приобщается к познанию окружающего.

Намочить лист водой, лучше всего в тазике это удобнее всего положить его по возможности на стекло закрашиваем фон, любой на ваш выбор,.

Для рисования снежинок мылом нам понадобится: 1. брусок хозяйственного мыла(200гр.); 2. мелкая тёрка; 3.1 стакан холодной воды; 4. глубокая.

Я очень рада видеть здесь неравнодушных, заботливых, любящих своих детей родителей! На прошлой нашей встрече вы заполняли анкеты. И итоги.

Елена Шашлова

Тема : «Причудливые узоры » .

Цели : Научить детей новой нетрадиционной технике рисования – ниточкой .

Развивать любознательность, мышление и речь детей.Расширить активный словарь детей словами : шов, стежок, шить, вышивать.

Развивать мелкую моторику рук, воображение, фантазию. Воспитывать интерес к занятию , самостоятельность и стремление к достижению результата.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование : Гуашь, нитки, альбомные листы формат А4 сложенные пополам, баночки с водой, тряпочки, фартуки.

Предварительная работа : Педагог проводит занятие-беседу

«Ниточка-труженица» , рассказывая детям о том, какие бывают нитки, читает сказку «Трудолюбивая Ниточка» (Ниточка умела мирить Пуговицу и Пиджак, края швов на брюках, края дырочки на платье). Чтение сказки «Школа необычных художников» .Дети разучивают стихотворение :

Я простая с виду нить , изготовлена из льна.

Мне досталось белой быть, только я здесь не одна…

Нитки есть любого цвета, люди любят нас за это!

А игла – моя подружка, я держу её за ушко,

Как она куда идет, так с собой меня берет.

И гуляем с ней стежками, словно мелкими шагами.

Так и было сшито где-то, что сейчас на Вас одето!

Все, что носят все вокруг, это дело наших рук!

Мы с иголкою вдвоем, что угодно Вам сошьем!

Ход занятия:

Вос-ль :Отгадайте загадки :

Я длинная и тонкая и смотана в клубок,

Сбежала от котенка я в укромный уголок.

(Нитка) .

Чтобы шить и вышивать, это нужно в руки взять.

Разноцветные катушки у меня есть, у подружки.

Вышивали мы открытки, нам понадобились. .(Нитки) .

Вос-ль : Ребята, помните мы читали сказку «школа необычных художников» . О чем в ней рассказывается?

(Дети вспоминают сказку) .

Вос-ль : А сейчас я прочитаю еёпродолжение :

Таня на одном из занятий слуги Королевы страны Рисовании , Краски, познакомили Таню с Ниточкой. Она была мягкой, покладистой, очень спокойной и терпеливой. Её любимым занятием было мирить тех , кто по каким-то причинам поссорился и разошелся. Но еще, как оказалось, Ниточка любила рисовать !

Педагог показывает детям новый нетрадиционный способ рисования – ниточкой и предлагает детям нарисовать рисунки на тему : «Причудливые узоры » .

Самостоятельная деятельность детей.

Дети встают, 3 раза поворачиваются вокруг себя,говорят волшебные слова : «Ду-ду-ду, я за стол иду.

Ать-ать-ать, буду рисовать !

Ру-ру-ру, кисть беру,

Щу-щу-щу, в воду опущу» и оказываются в стране РИСОВАНИИ .

Вос-ль : Садитесь за столы.

Берем ниточки, окрашиваем их в разные цвета и укладываем на альбомный лист, так чтобы края нитки лежали на столе.

Затем накрываем ниточки второй половиной листа и вытягиваем.

Педагог обращает внимание детей, что выдернув концы нити один раз, дети получают сразу два изображения отпечатков, так как листов бумаги было тоже два.

И вот какие причудливые узоры у нас получились .

Итог :

Педагог организует выставку рисунков детей, выполненных в новой нетрадиционной технике – рисование ниточкой .

Психоэтюд «Улыбнись» .

Собрались все дети в круг, (воспитатель и дети встают в круг)

Я - твой друг, и ты - мой друг! (воспитатель показывает рукой на себя, потом на детей)

Крепко за руки возьмемся (берутся за руки)

И друг другу улыбнемся! (улыбаются друг другу) .



Ниткография в нашей стране пользуется популярностью, в первую очередь, из-за своей мало затратности. Свое зарождение получила в Мексике. Опытные мастера создают из шерстяной нити целые картины, что поражают своими сюжетами. Ими можно не только вышивать и вязать, но и рисовать. Вы можете с помощью небольшого клочка ниток, что остались, к примеру, после вязания шарфа создать настоящий шедевр.

Каждый вид рукоделия имеет свои секреты, также и рисования в ниткографии имеет свои хитрости, которые помогут малоопытным мастерам создать свой первый шедевр. Лучше всего начинать с небольших простых рисунков, которые не имеют замысловатых спиралей и узоров. Когда вы научитесь формировать витки и сгибать должным образом рабочие ниточки, можно переходить к сюжетным изображениям.

В работе нужно использовать густой клей, более жидкие варианты будут впитываться в основу, в конечном итоге, будут плохо держаться. Если вы используете старые, что были основой свитера, к примеру, их нужно выпрямить, иначе они не станут ровно ложиться на картон. Помните, что чем толще вы выбираете основной рабочи материал, тем более объёмной получится у вас картинка. Подсовывать их ближе друг к другу можно с помощью спицы или обычной зубочистки.

После каждого нанесения прижимайте их рукой или платком, чтоб те лучше схватились. Если вы неправильно приклеили нить, ее можно оторвать пока она не схватилась или подклеить той же зубочисткой с нанесенным клеем. Круглые узоры выполняют по спирали, а длинные – с права налево. Придерживаясь простых рекомендаций, вы сможете получить эффектные принты без существенных усилий и затрат времени.

Материалы вышивания

Для выполнения картины вам потребуются только:

  • нити шерстяные
  • основа (картон, ДВП, бархатная бумага)
  • краски

Выполняют ниткографические рисунки очень быстро, справиться с этой задачей смогут даже школьники. Вам нужно заранее определиться с рисунком и нанести его на картон или бархатную бумагу. Далее, с помощью кисточки нанести клей на композицию и сделать контуры при помощи нитей. Лучше всего брать шерстяные, они более плотные. После этого начинают заполнять середину фигуры, их можно размещать, как поэтапно, так и хаотично, главное, чтобы не было белых пробелов между ними. Они должны плотно прилегать друг ко другу. После того, как изображение заполнено, рисунок проглаживают утюгом через тонкую ткань или марлю. На этом собственно работа и заканчивается, вам остается заключить ее в рамку и подарить близкому человеку либо украсить свой интерьер.


Изонить

Казалось бы, что техника рисования в ниткографии не может чем-то отличаться, но существует еще несколько техник ниткографии – изонить и рисование нитками.

Изонить – подразумевает рисунки нитками без использования клеящей основы.Их предварительно размещают на правильных местах и закрепляют к картону специальными гвоздиками или протягивают через отверстия в основе. Впервые о ней заговорили в Англии, мастера наносили плетения на дощечки с заранее набитыми гвоздями. Со временем она нашла массовое распространение и вместо досок, что использовались до этого, начали применять плотный картон.

С помощью вышеуказанной техники, вы можете вышивать большие панно, пейзажи, портреты людей, обложки для книжек и отдельные орнаменты. Освоить её очень просто, нужно только внимательно следовать рекомендациям и ровно перетягивать ниточки. Если объяснять более понятным языком, то нужно нанести на картон определенные начертания – это может быть, к примеру, острый угол. По обеих сторонах угла наносят цифры от 1 до 6 в разном направлении. Сам угол обозначают точкой 0. Далее прокалывают основу иголкой и соединяют одинаковые точки.

В круглых фигурах точки наносят на подобии циферблата. На изнанке необходимо завязать узелок и протянуть иголку на лицо картины в точке 1, далее вкалывают её в противоположный номер и выкалывают с изнанки на точку 2, так делают по кругу. Важно наносить их маркером, что исчезает или карандашом, который в последствии можно стереть. Заполняя круглую фигуру на лицевой стороне, у вас получится орнамент, напоминающий звезду, а с изнанки нить просто повторяет контуры фигуры. Именно поэтому можно контролировать правильность создания работы.

Схем для рукоделия изонить существует огромное множество, вы можете копировать их в интернете или придумывать сами. Главное помнить, что количество точек в одной фигуре не должно превышать 12, иначе вы попросту запутаетесь с противоположностями.

Рисование нитью

Это будет очень интересно для работы с детьми дошкольного возраста. Все что нужно – это замочить шерстяную нить в краске. Перед началом работы, лучше распушить её, она придаст композиции эффектности. Рисовать можно на обычном листке А4. Смоченную в краске, поставьте на лист и накройте вторым листком. Далее, перекатывайте нить по всему периметру листка или водят рукой, как вам будет удобно. В конечном итоге, получается достаточно веселое изображение, которое можно уже подкорректировать фломастерами и получить готовых мультяшных героев. На одном листке можно выкладывать по несколько нитей. Тогда рисунок будет более развёрнутым. Дайте волю фантазии!


Занятие ниткографией способствует умственному развитию детей. Подобные занятия расширяет кругозор у ребёнка, а также воспитывают у них художественный вкус. У взрослых мастеров изонить и рисование шерстяными ниточками формирует творческое видение окружающей среды. Конечно, подобный вид рукоделия требует большого запаса терпения и ловкости рук, но все это вы приобретете в процессе. Вначале у вас может не все получаться, но со временем ваши старания обязательно будут вознаграждены, а готовая картина сможет создать достойную конкуренцию мировым шедеврам.

Видео мастер класс вышивки в технике ниткография

Воспитатели, искренние любящие детей и увлечённые своей профессией, всегда стараются выходить за рамки традиционной программы по изобразительному искусству и периодически предлагают дошкольникам творить в нетрадиционных техниках. Детям очень нравятся такие занятия, ведь они предполагают большие возможности для самовыражения и проявления фантазии. Оригинальным же и доступным способом рисования является ниткография и ниткопись.

Что такое ниткография и ниткопись

Ниткография - это выкладывание с помощью толстой нити либо шнура изображений различных предметов. Нитка при этом приклеивается к основе. В результате получается необычная фактурная картинка, даже если выбираются несложные образы. Изображение может быть контурным или же объекты полностью «заштриховываются» пряжей.

Изображение может быть контурным, или же объекты заштриховываются нитью

Эта техника зародилась в Мексике. Местные мастера создавали картины с этническим колоритом из толстой шерстяной пряжи. Основа пропитывалась особой смесью с содержанием сосновой смолы и пчелиного воска, а разноцветные нити образовывали различные узоры. Благодаря простоте исполнения и малозатратности ниткография популярна и в наше время.

Разновидностью ниткографии является ниткопись. Это рисование окрашенной нитью (удобнее всего гуашью). Она многократно и витиевато изгибается - в результате получается изящное и часто фантастическое изображение. Клей в такой картине уже не используется. С помощью окрашенной пряжи чаще всего рисуют цветы, бабочек, подводные, космические и волшебные пейзажи.

Окрашенными нитками часто создают красивые цветочные композиции

При этом законченный образ часто дополняется уже кисточкой.

Конкретные детали образа дополняются кистью

К рисованию нитками также относится изонить. При работе в такой технике на основе предварительно прокалываются дырочки по контуру изображения, и нити в них продеваются, формируя образ.

По контуру объекта располагаются дырочки, в которые продеваются нитки

Задачи использования техник ниткографии и ниткописи в детском саду

Рисование нитками имеет большое значение для развития дошкольников, решает ряд важных образовательных, развивающих и воспитательных задач:

  1. Знакомство с новой техникой рисования. Дети осваивают новые изобразительные приёмы.
  2. Совершенствование зрительного восприятия. Малыши внимательно вглядываются в предметы, выделяют их конструктивные части, сохраняя при этом целостность восприятия. Кроме того, тренируется глазомер: ведь нужно прикинуть, какую нить по длине нужно взять для каждого элемента.
  3. Развитие мелкой моторики. Это очень важно, ведь у многих современных дошкольников наблюдаются проблемы в этой сфере: родители недостаточно занимаются с детьми дома, стараются покупать обувь на замках и липучках, а не на шнурках, пуговицы на одежде заменяются кнопками и пр. Развитая же мелкая моторика - это залог умения правильно и красиво писать в школе.
  4. Развитие творчества и фантазии. Есть ребята, которые боятся «чистого листа», неуверенные в своих возможностях. Необычная же техника раскрепощает их, превращает в маленьких волшебников.
  5. Совершенствование внимания, усидчивости. Занятия с податливой мягкой нитью успокаивают дошкольников, они работают более аккуратно.

Кропотливая работа замечательно развивает мелую моторику и воспитывает в детях усидчивость

Практиковать рисование нитками в детском саду можно уже со средней группы. Вначале это будут совсем простые образы, например, коллективная композиция «Корзинка с клубочками». Воспитатель выкладывает самый крупный элемент - корзину, а малыши дополняют её разноцветными клубочками (спиральки из ниток).

Вначале воспитанники средней группы создают совсем простые образы

Со временем работа усложняется, появляется более сложное контурное изображение и «штриховка».

Необходимые материалы для занятий

Рисование нитями предполагает необычные сочетания материалов и инструментов для работы. Так, для ниткографии понадобятся следующие предметы:

  1. Основа - любая шероховатая поверхность белого или иного цвета: плотная бумага, картон, бархатная бумага, кусочек фланелевой ткани, однотонный ковролин. Размеры заготовки не должен превышать формата А5. Кроме того, можно использовать шаблоны, изображающие какой-либо предмет: дети будут его украшать нитками.

    Основа может иметь форму какого-то предмета, которые дети будут украшать нитками

  2. Достаточно толстая (не менее 2 мм) шерстяная, акриловая или хлопчатобумажная нить. В средней группе можно даже дать шнурок диаметром 3–4 мм, но не синтетический (он не должен скользить). Нитка может быть заранее нарезана на кусочки, старшие дошкольники делают это самостоятельно на занятии. Длина цельной нити зависит от конкретных объектов рисунка.

    Нить для рисования нужно выбирать толстую и нескользящую

  3. Клей ПВА.
  4. Кисточки для клея, салфетки, клеёнки, ножницы.
  5. Тонкие деревянные палочки или зубочистки - для того чтобы нить ложилась ровнее.
  6. Для дополнения композиции можно предложить ребятам карандаши, фломастеры, акварель.

Для ниткописи же необходим следующий набор материалов:

  1. Альбомный лист формата А5.
  2. Нити аналогичной фактуры и толщины, что и для ниткографии (длиной 40–45 см).
  3. Гуашь.
  4. Баночки для разведения краски с водой.
  5. Кисточки.

Гуашь не должна быть старой и засохшей - жидкую разводить водой проще

Основные приёмы ниткографии

Вначале на основе выполняется рисунок простым карандашом. В средней группе это делает воспитатель, старшие же дошкольники - самостоятельно.

После этого контур изображения промазывается клеем, затем к нему приклеивается нитка. Элементы образа можно полностью заполнить пряжей в соответствии с цветовым замыслом композиции.

В зависимости от возраста дошкольников и степени развития их мелкой моторики можно использовать различные приёмы ниткографии: нити скручиваются в жгутики, завязывается в косички, формируются шарики, пучки, волны (изображение от этого становится ещё объёмнее).

Нитки можно выкладывать эффектными волнами - это создаст эффект объёма

Плотность и направление пряжи может быть любой. Например, круглые объекты удобно заполнять по спирали, квадратные и прямоугольные - параллельными линиями. Главное - избегать пространства между нитками.

Элементы образа можно заполнять нитями по спирали либо параллельными линиями

Как вариант можно мелко нарезать пряжу и заполнять ею рисунок.

Изображение из нарезанной пряжи получается более объёмной

После приклеивания нити нужно слегка прижать к основе руками или листом бумаги.

Пошаговое выполнение композиции «Вишенки» в технике ниткографии

  1. На основе рисуются простым карандашом вишни на веточке.

    Рисовать вишни нужно простым карандашом

  2. Затем на контур нужно нанести клей.

    Клей наносится непосредствено на графический рисунок

  3. На клей прикладывается нитки чёрного цвета. Уложить её ровно поможет зубочистка.

    Уложить нитку ровно поможет зубочистка

  4. Затем нужно заполнить внутреннее пространство каждого элемента (ягоды, листики, веточка) клеем.

    Круглую вишню удобно заполнять ниткой по спирали

  5. Черенки заполняются параллельными линиями, а небольшие пространства короткими отрезками светло-зелёной пряжи.

    Длинные элементы заполняются такими же длинными параллельными линиями

  6. После этого тёмно-зелёные нити приклеиваются на листочки соответственно их форме, а коричневые - на веточку. Вишенки готовы.

    Листики имеют более тёмный оттенок зелёного, чем черенки вишен

Видео: девочка-дошкольница изображает рыбку с помощью ниткографии

Фотогалерея: детские работы в технике ниткографии

Нитки можн оскручивать в жгутики, зплести в косички, формировать шарики, пучки - изображение станет только более объёмным и оригинальным Сложная пейзажная композиция, уместная для подготовительной группы Хотя между нитками остаётся пространство, композиция очень красивая, в том числе рамка в виде толстой косички из пряжи Простой вариант для самый первых занятий в технике ниткография Несложная композиция из фруктов для средней группы Контурное изображение, необычное тем, что нитки заплетены в косичку Сочетание длинных нитей и обрезков пряжи - вариант для старших дошкольников Тело кота украшено фантазийным орнаментом из ниток

Видео: детские работы, выложенные нитками (видеоряд)

Основные приёмы ниткописи

Для рисования методом ниткописи вначале нужно немного распушить шерстяную нитку (её ворс создаст интересный эффект).

Затем нить окунается в разбавленную водой гуашь и выкладывается на листе бумаги в виде произвольной фигуры.

Нитку нужно смочить в краске, слегка разбавленной водой

Затем основа накрывается другим листом, и изображение слегка растирается. После этого сначала убирается верхний лист, а потом аккуратно снимается нитка. Получается причудливое изображение. Остаётся дополнить его, подключив фантазию.

Полученное изображение нужно дополнить деталями до получения желаемого образа

Можно просто сложить лист пополам - получится сочетание ниткописи с монотипией. Результатом творчества станет изящная симметричная композиция.

Ниткопись часто сочетается с монотипией - получаются изящные симметричные изображения

Пошаговое выполнение композиции «Красивый цветок» в техники ниткописи

  1. Нить нужно окрасить в насыщенный голубой цвет и извилисто разложить на бумаге так, чтобы кончике её свисали.

    Нить нужно причудливо сложить и оставить снаружи её кончики

  2. Изображение накрывается вторым листом, сверху нужно придавить его чем-то тяжёлым, например, книгой. Затем нитка резко выдёргивается за кончики. В результате, когда уберётся второй лист, получатся два одинаковых рисунка.

    Что касается конкретной техники ниткописи, то обычно она не выносится в отдельное направление работы. Занятия проводятся в рамках кружка по ниткографии либо кружка по нетрадиционным изобразительным техникам (они чередуются в течение года).

    Техника рисования нитками интересна и доступна дошкольникам. Работы всегда получаются яркими и необычными, тем более ели воспитатель предлагает интересные темы для занятий. Многие ребята настолько вдохновляются творчеством, что продолжают и дома создавать оригинальные образы.